Что есть Бог с психологической точки зрения?


Люди в любой стадии жизни нуждаются в любовных отношениях. Это одна из констант их жизни, подобно потребности дышать или утолять жажду. Невозможность удовлетворять потребность любить и быть любимым приводит к тяжёлым психическим расстройствам и болезням. В условиях психосоциального диссонанса (социальной шизофрении) возникают психические эпифеномены, функциональное значение которых заключается в компенсации дефицита упомянутых отношений и предотвращении патологического развития. Религиозная община формирует подобие семьи – коллектив единомышленников, в котором возможны доверительные отношения. Помимо этого, одно из главных функциональных предназначений Бога – любить верующего. Бог – это объект и одновременно субъект любви, подобно тому как ребёнок любит своего плюшевого медвежонка, и в то же время приписывает ему способность любить его обладателя. Очевидно что такая платоническая любовь является стабилизирующим фактором психики. Аналогично этому, в единении (совокуплении) верующего с Богом проявляется целительная „сила“ религии. Бог – это фикция ума (или безумия, если эта фикция превращается в навязчивую идею, идею фикс), создаваемая психогенетической программой, называемой в психоанализе Эдиповым комплексом, и имеющей целью обеспечение подчинения и следования в социуме в ходе смены поколений и вожаков.  Любить ближнего как самого себя – это конечно несравненно более трудная задача, чем любить самого себя или абстракцию, назови её Иисусом, Аллахом или Буддой.
О том, что такая любовь часто сопровождается потерей реальности, религиозные деятели предпочитают не афишировать. А зря! Следовало бы предупреждать верующих о грозящей им опасности: Если в религиозном сознании появляется реальный Бог, то он успешно заменяет совесть и парализует волю, превращая его последователей и поклонников в рабов, примеров чему множество
В то же время, в эволюционном развитии человека, религиозное сознание ознаменовало следующую ступень после животного или первобытного состояния, заменив реальных вожаков вождями, предводителями и старшинами, и создав идеальные образы и фетиши верховенства – авторитеты, что сопровождалось оформлением психической инстанции СверхЯ (Über-Ich). Однако эволюция продолжается, и традиционные религиозные представления уходят в прошлое. Именно поэтому, необходимо иметь ясное представление о вере и вероучениях, оставив в прошлом предрассудки и непонимание. „Люди, привыкшие к существующему порядку вещей, любящие его, боящиеся изменить его, стараются понять учение как собрание откровений и правил, которые можно принять, не изменяя своей жизни, тогда как учение Христа не есть только учение о правилах, которым должен следовать человек, но выяснение нового смысла жизни, определяющего всю, совсем иную, чем прежняя, деятельность человечества в тот период, в который она вступает.“ Л.Н. Толстой. Царство Божие внутри вас, 1893.

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.